Третье рождение таможни
Будем отмечать 20-летие таможенной службы Челябинской области, приуроченное к Дню таможенника России. Конечно, сейчас эта служба значительно изменилась с тех времен, обозначенных в знаменитом художественном фильме «Белое солнце пустыни». Мы встретились с главным таможенником Челябинской области генералом Алексеем Фроловым. Что он сказал по этому поводу.
— Казалось бы, что общего между образованием Челябинской крепости в 1736 году, запуском железнодорожной Транссибирской магистрали в конце 19 века и отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, свидетелями которой мы стали в конце 90-х годов прошлого столетия? Совершенно не связанные между собой события самых разных эпох. Однако именно эти факты сыграли решающую роль в образовании и значимости Челябинской таможни для России.
Первые исторические упоминания о Челябинской таможне относятся к середине XVIII века и связаны с Указом императрицы Елизаветы Петровны от 1743 года о создании центра Исетской провинции в крепости Челяба. Близость древней караванной тропы из Индии, Китая — Великого шелкового пути к северному санному пути и царевы привилегии для местных купцов и ремесленников способствовали бурному развитию торговли в нашем регионе. Однако в 1753 году все внутренние таможни в стране были упразднены.
Воссоздание таможни на Южном Урале началось лишь спустя столетие с окончания строительства Восточно-Сибирской железной дороги Транссиба. Челябинск в те времена оказался единственным пунктом контроля за всеми «колониальными» товарами, прибывающими в страну с Востока по этому пути. Учитывая такую обстановку, департамент таможенных сборов при Министерстве финансов Российской империи в 1899 году положительно решил вопрос о создании в Челябинске таможни первого класса.
Таможенникам приходилось иметь дело с крупными поставками чая из Индии и Китая. Челябинская таможня тогда контролировала и пропускала около 1,5 миллиона пудов сухого чая в год! Учитывая такие большие объемы, министерство финансов не раз обращало внимание сотрудников таможни на качество проводимых досмотров.
Об этом свидетельствует письмо управляющего Департамента таможенных сборов: «…для того, чтобы отличить чай байховый от кирпичного или плиточного, не надо быть товароведом. От чиновников… досматривающих большие партии чая на громадные суммы пошлин кроме их неподкупной честности ожидать невозможно, требуется только добросовестное отношение к выборке мест для вывески и умение… быстро и правильно производить арифметические выкладки».
Закон в те времена был суров. В случае выявления недостоверных сведений таможенники накладывали табу на предпринимательскую деятельность нечестных купцов. Первого сентября 1908 года в Челябинскую таможню под грифом «секретно» поступает письмо из Министерства финансов Российской империи департамента таможенных сборов.
В нем управляющему таможни дается поручение в отношении поверенного фирмы мещанина Сергея Иванова, который «неоднократно изобличался в представлении заведомо неправильных сведений относительно количества товара». В письме сказано «устранить названного поверенного Иванова от хождения при таможне и о лишении его, Иванова, навсегда права хождения по таможенным делам».
Особого расцвета Челябинская таможня достигла в 1910—1911 годах. Пошлина за поступившие товары составила к 1910 году 14 миллионов 71 тысячу рублей, а пошлины только с чая достигли тогда рекордной отметки 7,3 миллиона царских рублей.
После 1917 года деятельность таможни была парализована. Двумя годами позже управляющий Челябинской таможней Гриневич направил в департамент налоговых сборов секретную телеграмму: «Ввиду тревожных слухов об угрожающем положении городу Челябинску со стороны «красных»… прошу не отказать в руководящих указаниях на случай эвакуации…» Летом 1919 года, руководствуясь приказом правителя канцелярии департамента таможенных сборов, большая часть личного состава вместе с имуществом и документами была эвакуирована в Иркутск.
Третье рождение таможни приходится на конец 90-х годов ХХ века. С отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность активно развивается внешняя торговля на Южном Урале. Предприятия, фабрики и заводы региона налаживают и постепенно наращивают деловые связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. И вновь возникает необходимость создания таможен. Приказом Главного Управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 134 от 17 августа 1989 года создается Челябинская таможня.
Сегодня Челябинская таможня вполне вправе быть в числе лидеров Книги рекордов Гиннесса. Такой громадный регион с развитой внешнеэкономической деятельностью имеет за год всего… десять (!) претензий. И те должны быть оспариваемы в судебном порядке.
Cправка «ЮП»
В зоне деятельности таможни внешнеторговый оборот составил 2,9 миллиарда долларов США, по сравнению с тем же периодом 2008 года уменьшился на 37,2 процента, в том числе экспорт — 2,0 миллиарда долларов США (снижение на 33,7 процента), импорт — 833,16 миллиона долларов США (снижение на 44,3 процента).
Грузооборот в зоне деятельности Челябинской таможни составил 8,8 миллиона тонн, в том числе экспорт 4,0 миллиона тонн, импорт 4,8 миллиона тонн. Падение объемов сравнительно невелико, в весовом выражении составляет 17,9 процента.
Работа в условиях кризиса побуждает таможенников к повышению своей эффективности. В частности, на таможенных постах Челябинской таможни расширяется практика электронного декларирования. При сокращении оформленных грузовых таможенных деклараций (далее ГТД) почти на четверть увеличивается количество оформленных в электронном виде (2008 год — 1527 ГТД, 2009 год — 1611 ГТД).
Все больше предприятий применяют упрощенный порядок декларирования товаров, позволяющий предприятиям экономить как временные, так и денежные затраты. Это работает на экономику региона.
Южноуральская панорама; 26.10.09