Таможенная инспекция проверила магазины "таможенного конфиската"
Сотрудники подразделений таможенной инспекции ФТС России совместно с УБЭП
ГУВД г.Москвы по согласованию с Московско-Курской транспортной прокуратурой
провели проверочные мероприятия в форме таможенного контроля (ст. 375 ТК
России) двух торговых точек в г. Москве, которые реализуют свои товары под
кричащими вывесками "распродажа таможенного конфиската".
Оказалось, что на самом деле в этих магазинах нет продукции, имеющих
отношение к товарам, обращенным в федеральную собственность по результатам
таможенного контроля, то есть к "конфискату". Происхождение товара крайне
сомнительно, а сам он может представлять угрозу для здоровья. При этом
выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере потребительского
рынка и услуг, трудового и налогового законодательства.
Со стороны организаций, осуществляющих реализацию товаров, не были
представлены документы, подтверждающие безопасность реализуемых товаров
(сертификаты соответствия и санитарно-эпидемиологические заключения), что
является нарушением ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав
потребителей", постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013 "Об
утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации", приказа
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 19.07.2007 № 224, утверждающего Перечень продукции,
на которую выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
В нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации не были
представлены счета-фактуры и накладные на товары. Упаковка продукции не
содержала информации о товаре на русском языке, отсутствовали знаки
соответствия и информация о стране происхождения, что является нарушением
постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 "О мерах по обеспечению
наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных
товарах информации на русском языке".
Во всех проверенных магазинах не было документов на право использования
помещения (договор аренды, свидетельство о собственности и т. п.), что
является несоблюдением требований Гражданского кодекса РФ. Отсутствовали
документы, подтверждающие регистрацию контрольно-кассовой техники, и
необходимая документация для работы на ней в нарушение ФЗ от 22.03.2003 №
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт".
Трудовые отношения продавцов с работодателем оформлены без письменного
договора (в устной форме!), что нарушает требования Трудового кодекса РФ.
Поскольку в обеих торговых точках выявлены идентичные правонарушения, можно
предположить, что такая ситуация характерна также для других точек,
осуществляющих реализацию ширпотреба под вывесками "реализация таможенного
конфиската", "реализация таможенного товара", "товар с таможни" и подобных.
Материалы проверок направлены в федеральные органы исполнительной власти, на
которые возложен контроль за соблюдением законодательства в соответствующих
сферах деятельности (МВД России, ФНС России, Федеральную службу по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу
по труду и занятости, Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии).
Информация о нарушениях действующего законодательства в сфере обеспечения
безопасности жизни и здоровья потребителей, а также о дискредитации
федерального органа исполнительной власти (ФТС России), направлена в
Мосгорпрокуратуру.
Подчеркиваем, что в реализации товаров, обращенных в собственность
государства, таможенные органы участия не принимают.
Таким образом, надпись "таможенный конфискат" на рекламных щитах и вывесках
торговых точек - не что иное, как давно сложившаяся практика применения
рекламных механизмов привлечения покупателей, в сознании которых сложилось
устойчивое мнение, что такие товары всегда дешевле аналогичных товаров,
ввезенных в Россию в установленном порядке с полной уплатой всех
предусмотренных таможенных платежей.
Справка:
Законодательством РФ предусмотрены три способа обращения товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, в
собственность государства.
Первый из них - конфискация (безвозмездное изъятие товаров). Данный способ
обращения товаров в собственность государства может быть осуществлен только
в судебном порядке на основании решения суда по делам об административном
правонарушении либо при уголовном преступлении.
Второй, товары, имеющие признаки брошенных вещей либо бесхозяйного
имущества, обращаются в собственность государства на основании решения
(определения) суда о признании движимого имущества бесхозяйным.
Третий способ - добровольный отказ от товара их владельцем в пользу
государства. В данном случае товары передаются таможенному органу по акту
приема-передачи на основании отказа лица от них в пользу государства в
соответствии с заявленным таможенным режимом "Отказ в пользу государства".
В 1998 году Постановлением Конституционного суда РФ от 11 марта 1998 г. №
8-П было определено, что конфискация имущества относится к исключительной
компетенции суда. Только суд может лишить лицо принадлежащего ему имущества
по основаниям, предусмотренным в законе.
Правительством РФ определен единственный федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на организацию реализации товаров, обращенных в
собственность государства, - Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом (Росимущество).
Таможенные органы в принципе не могут ни конфисковать товар, ни
реализовывать товар.
Пресс-служба ФТС РФ 07.10.09