Рабочая встреча руководства СЗТУ с представителями компаний-автопроизводителей
19 мая 2010 года в Северо-Западном таможенном управлении состоялось заседание рабочей группы с участием представителей Северо-Западного таможенного управления, Правительства Санкт-Петербурга и компаний – автопроизводителей: «Тойота Мотор Компани», «Хёнде Мотор Мануфактуринг Рус», «Нисан Мануфактуринг Рус», Дженерал Моторз Авто».
В ходе заседания были обсуждены три вопроса: о целесообразности специализации Пушкинского таможенного поста Балтийской таможни по таможенному оформлению и таможенному контролю автокомпонентов, поступающих в адрес предприятий-автопроизводителей; о целесообразности ограничения компетенции иных таможенных постов, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении автокомпонентов; о целесообразности создания отделов таможенного оформления и таможенного контроля с размещением их на территориях предприятий-автопроизводителей.
При рассмотрении первого вопроса участники заседания единодушно сошлись во мнении, что развитие автосборочных производств является одним из приоритетных направлений развития экономики Северо-Западного региона. В свою очередь, первый заместитель начальника СЗТУ по таможенному контролю Юрий Лямкин подчеркнул, что Управление и таможенные органы региона всегда прилагали усилия для создания оптимальных условий производства таможенного оформления автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки предприятиями, расположенными на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также товаров, ввозимых в адрес производителей автокомплектующих.
Следует отметить, что с июля 2009 года таможенными органами СЗТУ начата реализация положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближённых к государственной границе РФ. В соответствии с Концепцией, учитывая большую значимость успешного функционирования заводов по производству автомобилей и автокомплектующих для Северо-Запада и для экономики Росси в целом, СЗТУ совместно с ФТС России в течение марта-апреля 2010 года прорабатывался вопрос создания специализированного таможенного поста для оформления ввозимых автокомпонентов. Вопреки сложившемуся неверному представлению некоторых представителей бизнес-сообщества о действиях ФТС России, именно с целью создания максимально комфортных условий для таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых автопроизводителями, в структуре Балтийской таможни с 21.04.2010 года был создан Пушкинский таможенных пост.
В настоящее время указанный таможенный пост не является специализированным. Одна из причин – сложившаяся в последние месяцы логистика ввоза в Россию автокомплектующих через международные морские порты. Кроме того, положения Концепции не требуют внесения дополнительных существенных изменений в действующий порядок таможенного оформления перемещаемых морским транспортом товаров в морских портах международного сообщения, в которых имеется необходимая таможенно-логистическая инфраструктура. Поэтому СЗТУ считает целесообразным сохранить правомочия Пушкинского таможенного поста по таможенному оформлению всех категорий товаров, перемещаемых всеми видами транспорта. Согласно данным таможенной статистики, автомобильным транспортом в адрес автопроизводителей ввозится 10% товаров.
Особое внимание в ходе заседания было уделено вопросу о целесообразности создания и размещения ОТО и ТК на территориях предприятий-автопроизводителей. В апреле в рамках встречи руководства ФТС России и Альянса РЕНО-НИССАН-АВТОВАЗ руководитель ФТС России обратил внимание на возможность организации ОТО и ТК на всех заводах-автопроизводителей в Санкт-Петербурге по их согласованию.
ООО «Нисан Мануфактуринг Рус» проинформировало СЗТУ о невозможности в настоящий момент организовывать ОТО и ТК на территории завода в связи с необходимостью существенных дополнительных инвестиций для строительства специально оборудованных помещений для таможенного органа, изменения логистических схем обеспечения хранения автокомпонентов на территории завода.
ООО «Тойота Мотор Мануфактуринг» и ООО «Дженерал Моторз Авто» проинформировали СЗТУ о необходимости дополнительного изучения вопроса.
На рабочей встрече с новой силой прозвучало, что Северо-Западное таможенное управление идет навстречу автопроизводителям по всем вопросам. Им предложено сохранить существующие схемы таможенного оформления. При желании они могут оформляться на Пушкинском таможенном посту Балтийской таможни.
Заводам решением Федеральной таможенной службы разрешено создавать на их территориях собственные отделы таможенного оформления. (Подобный таможенный пост «Автомобильный завод» Санкт-Петербургской таможни действует на заводе «Форд компании» более пяти лет).
Однако представители компаний отметили, что подобное предложение требует тщательной проработки и может быть реализовано только в ближайшей перспективе. Поэтому вопрос о размещении ОТО и ТК на территориях автосборочных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге и области, целесообразно рассматривать только в том случае, если инициатива будет исходить от самих автопроизводителей.
В целом встреча носила конструктивный характер, и было заявлено, что каких-либо претензий на данном этапе у автопроизводителей к таможенным органам не имеется, работа таможенников Северо-Запада их устраивает в полном объеме.
Пресс-служба ФТС РФ; 21.05.10