О деятельности ФТС России по формированию Единого таможенного пространства
На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 9 июня 2009 года главы
правительств утвердили этапы и сроки формирования таможенного союза, в
соответствии с которыми формируется единая таможенная территория (решение №
9). Главы государств на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009
года определили дату начала функционирования единой таможенной территории -
1 июля 2010 года (решение № 24), одновременно со вступлением в силу
Таможенного кодекса таможенного союза. На единой таможенной территории в
отношении третьих стран будут применяться единые меры таможенно-тарифного и
нетарифного регулирования, во взаимной торговле между государствами-членами
таможенного союза не будут применяться ввозные таможенные пошлины, заперты и
ограничения, будет применяться нулевая ставка налога на добавленную
стоимость и освобождение от уплаты акцизов, а также единое законодательство
в области таможенного дела.
Представители ФТС России принимали активное участие в подготовке таможенного
законодательства таможенного союза - Таможенного кодекса таможенного союза,
в том числе Протокола о внесении в него изменений, международных договоров
государств - членов таможенного союза и Комиссии таможенного союза,
предусмотренных Таможенным кодексом таможенного союза.
Основополагающим документом, регулирующим таможенные правоотношения в
таможенном союзе, является Таможенный кодекс таможенного союза. В нем
содержатся единые условия и порядок признания лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела, определены и конкретизированы формы
таможенного контроля, установлены основные требования к проведению
таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности и
таможенными органами, определено правовое содержание таможенных процедур.
В связи с необходимостью отмены с 1 июля 2010 года таможенного оформления на
внутренних границах таможенного союза разработан Протокол о внесении
изменений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.
С вступлением в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного
союза в практику таможенных органов будут внедряться новые понятия,
по-новому будут регулироваться ряд правоотношений, потребуется
переосмысление принципов контроля.
Например, товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между
государствами-членами таможенного союза, не будут помещаться под таможенную
процедуру экспорта или импорта, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц,
осуществляющих коммерческую деятельность на территории таможенного союза.
Исключена процедура внутреннего таможенного транзита, которая содержалась в
Таможенном кодексе Российской Федерации. Теперь перевозка товаров
открывается от внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения
получателя независимо от государства, в котором он находится, а перевозчики,
в том числе таможенные, имеют право перемещения по всей территории
таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на
территории каждого из государств-членов таможенного союза. При этом
железнодорожный перевозчик императивно освобождается от внесения обеспечения
в качестве гарантии доставки товаров.
Положения Таможенного кодекса таможенного союза нацелены на упрощение
порядка прохождения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного
контроля и совершения таможенных операций.
Например, введен институт уполномоченного экономического оператора, для
которого предусмотрены следующие упрощения:
выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент
подачи декларации. То есть фактически будет представляться беспроцентная
отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;
возможность временного хранения и проведения таможенных операций, связанных
с выпуском товаров, на территориях уполномоченного экономического оператора;
возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты
таможенных платежей.
Деятельность уполномоченных экономических операторов будет реестровой и
требующей внесения обеспечения (1 млн. евро). При этом размер такого
обеспечения может быть сокращен до 150 тыс. евро при условии, что
уполномоченный экономический оператор осуществляет деятельность по
производству товаров или экспортирует их, а также соответствует критериям,
определенным Комиссией таможенного союза.
В целях содействия экспорту высокотехнологичных товаров установлен
сокращенный и закрытый перечень документов при декларировании, заложены
основы широкого внедрения электронного декларирования товаров.
По сравнению с Таможенным кодексом Российской Федерации изменены сроки
совершения таможенными органами различных операций. Например, сокращены
сроки:
выпуска товаров - с 3 до 2 дней, особенно вывозимых с таможенной территории
таможенного союза и необлагаемых вывозными таможенными пошлинами - до 4
часов; при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров - до
10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и
четко определены условия данного продления - необходимость проведения или
завершения форм таможенного контроля;
регистрации таможенным органом транзитной декларации - с 2 до 1 часа.
Увеличены сроки:
предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании -
с 15 до 30 дней;
переработки товаров на таможенной территории - с 2 до 3 лет;
срок, позволяющий помещать под таможенную процедуру реэкспорта товары, ранее
помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - с
6 месяцев до 1 года.
А также установлены сроки в отношении процессов, которые ранее сроками не
ограничивались. Это сроки:
организации таможенным органом таможенного сопровождения (в течение 24 часов
с момента принятия решения);
регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации (не более 2 часов
с момента подачи декларации; в Таможенном кодексе Российской Федерации
данный срок исчислялся днем получения таможенной декларации таможенным
органом);
совершения заинтересованными лицами операций, связанных с помещением товаров
на временное хранение или их таможенным декларированием, (3 часа с момента
предъявления товаров).
Произошли существенные изменения и в деятельности, связанной с ведением
реестров.
Помимо национальных реестров появляются и наднациональные, вести которые
будет Комиссия таможенного союза.
В целом нововведения для лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела, сводятся к следующему:
1. Предусмотрены широкие возможности для развития взаимодействия таможенных
органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела,
посредством информационных технологий (например, таможенный представитель
может иметь доступ к информационным системам таможенных органов,
используемым для автоматизированной обработки информации и электронной
передачи данных, необходимых для таможенных целей).
2. Наличие договора страхования риска гражданской ответственности теперь не
является условием включения лиц в реестр таможенных перевозчиков.
При этом условия включения в реестр таможенных перевозчиков дополнены
требованиями об отсутствии на день обращения в таможенный орган
неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и фактов
привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к
административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
3. Нахождение лица в стадии ликвидации и реорганизации теперь является
основанием для исключения его из соответствующего реестра лиц,
осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
4. Снижены суммы обеспечения:
для таможенного представителя - с 50 млн. руб. до 1 млн.евро (около 40 млн.
руб.);
для таможенного перевозчика - с 20 млн. руб до 200 тыс. евро (около 8
млн.руб.).
В условиях перехода на новые требования к ведению бизнеса предусмотрен
переходный период в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела. Таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов
временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли,
созданные до вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза, вправе
осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со
дня вступления Кодекса в силу.
В развитие Таможенного кодекса таможенного союза Планом мероприятий по
введению в действие таможенного кодекса таможенного союза предусмотрена
разработка 16 международных соглашений государств - членов таможенного союза
(Российская Федерация ответственна за разработку 11) и 17 решений Комиссии
таможенного союза (ФТС России ответственна за разработку 10). В Российской
Федерации ФТС России является федеральным органом исполнительной власти,
ответственным за обеспечение выполнения указанного Плана (Поручение
Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № ИШ-П2- 7824).
Таможенным кодексом таможенного союза отнесено на международные соглашения
регулирование вопросов, касающихся свободных экономических зон и свободных
таможенных складов, перемещения через таможенную границу товаров для личного
пользования, а также товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по
линиям электропередач, порядка распределения ввозных и вывозных таможенных
пошлин, особенностей использования транспортных средств международной
перевозки для внутренних перевозок, включения объектов интеллектуальной
собственности в единый реестр таможенного союза и др.
Решения Комиссии таможенного союза помимо вопросов реестровой деятельности,
форм таможенных документов и таможенной стоимости будут регулировать порядок
проведения таможенной экспертизы, порядок внесения изменений и дополнений в
таможенную декларацию, особенности пересылки товаров в международных
почтовых отправлениях, некоторые вопросы применения таможенных процедур и
др.
В ходе работы по подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса
таможенного союза выявлены вопросы, для регулирования которых необходимо
принятие дополнительных международных соглашений и решений Комиссии
таможенного союза, которые не были предусмотрены Планом мероприятий по
введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза. Примерами
являются регулирование перемещения товаров и транспортных средств между
территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории
таможенного союза, а также вопросов изменения сроков уплаты таможенных
пошлин.
В результате разработаны проекты 18 международных соглашений и 25 решений
Комиссии таможенного союза.
Из всех разработанных международных правовых актов на заседании Комиссии
таможенного союза 16 апреля 2010 года было одобрено 8 международных
соглашений государств-членов таможенного союза (решение Комиссии таможенного
союза от 16 апреля 2010 года №214). Остальные соглашения и решения Комиссии
таможенного союза дорабатываются. Их рассмотрение запланировано на
предстоящем заседании Комиссии таможенного союза 20 мая 2010 года.
Помимо разработки международной нормативной правовой базы таможенного союза
ведется активная работа по приведению национального законодательства в
соответствие с международными договоренностями.
Подготовлен и прошел процедуру межведомственного согласования проект
федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации",
которым планируется заменить действующий таможенный кодекс Российской
Федерации. В данном законопроекте нашли отражение нормы, регулирование
которых прямо отнесено на национальное законодательство государств-членов
таможенного союза или не затронуто "Кодексом тройки".
Так, законопроектом урегулированы вопросы, касающиеся:
системы таможенных органов Российской Федерации, их обязанностей, правомочий
и ответственности;
порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов;
информирования и консультирования;
порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела;
исчисления, уплаты и взыскания таможенных платежей;
особенностей проведения отдельных форм таможенного контроля;
распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность;
особенностей таможенного декларирования, таможенных процедур и перемещения
отдельных видов товаров.
Помимо переработки Таможенного кодекса Российской Федерации ведется работа
по приведению в соответствие с договорно-правовой базой таможенного союза и
подзаконных нормативных правовых актов и актов, изданных ФТС России.
Таким образом, к 1 июля 2010 года сложится новая система
нормативно-правового регулирования таможенных правоотношений в Российской
Федерации, которая будет состоять из 6 ступеней: Таможенный кодекс
таможенного союза, принятые в соответствии с ним международные соглашения
государств-членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза,
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации",
принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты
Российской Федерации и акты Федеральной таможенной службы.
Пресс-служба ФТС РФ 18.05.10