Как правильно классифицировать компоненты сложного оборудования?
Принимая решения об инвестировании средств в модернизацию
производства, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор,
безусловно, задумывается о возможной минимизации издержек. Какие способы
сократить затраты существуют в рамках таможенного законодательства?
Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования
занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных
странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной
становится поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого
времени - иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый
план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание
возможностей оформить все компоненты по минимально возможной ставке ввозной
таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при
таможенном оформлении.
Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений
Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если
комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного
оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров,
обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в
соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 года
Административного регламента Федеральной таможенной службы (приказ ФТС РФ
от 25.10.2010 N 1957).
Однако если руководствоваться общим порядком классификации в
соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС, в случае, когда процесс
изготовления и поставки оборудования более длительный, то возникнет
необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в
соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость
уплаты ввозных пошлин, предоставления большого количества разрешительных
документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой
поставке.
Но из такой ситуации тоже есть выход. Дело в том, что в таможенном
законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного
промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного
периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС,
с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в
России существует с 2001 года (ранее - приказ ГТК России от 23.04.2001 N
388, сейчас - приказ ФТС России N 206 от 04.02.2011 ). На основании
соответствующего классификационного решения применяется особый порядок
декларирования; оборудование декларируется путем подачи заявления на
условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных
платежей по ней. Главное: итоговая таможенная декларация подается и,
соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи
уплачиваются только после завершения всех поставок.
Ввоз технологического оборудования по такой процедуре, помимо
оптимизации таможенных платежей, еще и значительно упрощает таможенное
оформление крупных промышленных объектов. Не нужно представлять подробное
техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной
номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов.
Поэтому за 10 лет существования приказа N 388 этот порядок ввоза
оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и
подвигает к переоснащению производства.
В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также
предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым
способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным
законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон "О
таможенном регулировании в Российской Федерации", в котором возможность
получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст. 107. Есть
и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить
классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала
таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение
которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее
было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.
В законодательстве Беларуси предусмотрены положения, аналогичные, по
сути, приказу ГТК России N 388, но допускается возможность помещения
классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта
и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не
было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан,
вступившем в силу с 01.07.2010 г., особенности классификации и
декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены.
Таким образом, сегодня законодательство всех стран - участниц ТС
предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного
оборудования, поставляемого партиями.
В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного
технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно.
Владимир Мирошниченко,
начальник юридического отдела таможенного
холдинга "Группа ТАРГО", эксперт ТПП РФ
Российская бизнес-газета